Педагогический коллектив регулярно сталкивается с ситуациями, когда подростковое поведение кажется непонятным и вызывает трудности в воспитании и обучении. Именно этому аспекту был посвящен организованный педагогом-психологом, кандидатом психологических наук Илоной Евгеньевной Раецкой семинар-практикум «За маской поведения: учимся видеть цели подростков».
Основная цель встречи заключалась в раскрытии четырех ключевых целей деструктивного поведения подростков и освоении методов эффективного реагирования на подобные проявления. Воспитателям первого курса было предложено углубленно рассмотреть причины поведения, скрывающиеся за внешней агрессией, замкнутостью или демонстративностью подростков.
Психолог выделила четыре основных мотива негативного поведения подростков:
- привлечение внимания: подросток стремится привлечь внимание взрослых любым способом, даже негативным поведением;
- борьба за власть: ребенок пытается утвердить собственную независимость и контроль над ситуацией, вступая в конфликты с взрослыми;
- месть: когда подросток чувствует себя обиженным или несправедливо наказанным, его реакция часто выражается в агрессивных действиях;
- избегание неудач: некоторые дети начинают демонстрировать беспомощность и неспособность справиться с заданиями, пытаясь избежать критики или ответственности;
Каждый из этих типов поведения требует индивидуального подхода, основанного на понимании глубинных потребностей ребенка.
Практико-ориентированный характер семинара позволил участникам не только теоретически усвоить материал, но и применить полученные знания в практических упражнениях. Педагоги смогли отработать конкретные приемы и методики работы с подростками, испытывающими затруднения в социальной адаптации и учебной деятельности.
Особенное внимание уделялось таким техникам, как активное слушание, использование «Я-высказываний», ведение переговоров и формирование договоренностей. Участники оценили полезность полученных рекомендаций и выразили желание продолжать изучение данного вопроса.
Проведение подобного семинара стало важным этапом в формировании компетентности педагогов в области возрастной психологии и коррекционной работы с подростками. Полученные знания помогут взрослым эффективнее взаимодействовать с кадетами, снижая уровень конфликтности и создавая комфортные условия для обучения и воспитания подрастающего поколения.


