В рамках проекта «Каникулы: время психологической перезагрузки для педагогов» состоялось необычное и вдохновляющее занятие с психологом, посвященное творческому самовыражению и исследованию коллективного бессознательного через искусство мандалы. Педагог-психолог, кандидат психологических наук Илона Евгеньевна Раецкая предложила педагогам взглянуть на мандалу как на метафору коллектива – с его уникальной структурой, центром и взаимосвязями.
Психолог представил мандалу как символическое пространство, разделенное на четыре ключевые части, каждая из которых отражает определенный аспект коллектива училища:
Эмоции коллектива: какие чувства преобладают в нашем рабочем пространстве? Радость от успехов кадет, усталость от напряженного графика, надежда на будущее, грусть от расставаний с выпускниками? Эта часть мандалы отражала спектр эмоций, которые ежедневно сопровождают педагогов.
Идеальное рабочее пространство: каким мы видим идеальное место для работы, в котором царит вдохновение, поддержка и взаимопонимание? Какие элементы необходимо добавить, чтобы создать атмосферу роста и творчества? Эта часть мандалы стала проекцией желаемого, визуализацией идеала.
Наши ресурсы и ценности: что мы имеем в своем арсенале? Опыт, знания, навыки, творческий подход, эмпатия – все это наши ресурсы. Какие ценности являются для нас приоритетными в работе с кадетами? Компетентность, забота, уважение, индивидуальный подход? Эта часть мандалы стала одой сильным сторонам и принципам педагогов.
Общая энергия и сила: что дает нам энергию двигаться вперед, преодолевать трудности и достигать новых высот? Вдохновение от учеников, поддержка коллег, любовь к своему делу? Эта часть мандалы отражала силу коллективного духа, объединяющую педагогов и помогающую реализовывать самые амбициозные проекты.
В начале занятия участники получили теоретические знания о мандалах и их символике. Особое внимание было уделено взаимосвязи между формой, цветом и эмоциональным состоянием человека.
Затем участники приступили к созданию мандалы. Педагоги работали в подгруппах, прорабатывая свою часть, отражая в ней заданный аспект коллектива. В процессе работы возникали оживленные дискуссии, споры и совместные поиски наилучшего способа визуализации коллективных идеалов.
В завершение занятия педагогами были объединены четыре ключевые части мандалы (коллектива училища), которые образовали цельное и гармоничное полотно.
Каждая из подгрупп педагогов рассказала о том, какие смыслы они в нее вложили. Обсуждение получилось очень живым и плодотворным. Участники отметили, что этот опыт помог им лучше понять друг друга и осознать свою общую миссию в коллективе училища.
Занятие стало ярким и запоминающимся событием в рамках проекта «Каникулы: время психологической перезагрузки для педагогов». Оно подтвердило, что творчество – это мощный инструмент для самопознания, восстановления и укрепления коллективных связей. Результаты занятия показали, что даже в профессиональной среде можно найти место для креатива и гармонии, что является важным фактором для успешной работы педагога.












