Современный педагог – это не просто транслятор знаний, но и чуткий наставник, способный понимать и поддерживать эмоциональное состояние обучающихся. Однако, работа с подростками, особенно в условиях общеобразовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, предъявляет высокие требования и к самому педагогу. Как сохранить эмоциональное равновесие, эффективно справляться со стрессом и поддерживать атмосферу позитива в классе?
Ответы на эти и другие вопросы искали педагоги Ставропольского президентского кадетского училища в рамках постоянно действующего практико-ориентированного семинара «Такие разные дети» с педагогом-психологом, кандидатом психологических наук Илоной Евгеньевной Раецкой.
Целью семинара стало не только повышение уровня осознанности педагогов в области эмоций, но и освоение конкретных техник и инструментов для управления своим эмоциональным состоянием и снятия нервного напряжения.
В ходе работы участники:
- углубились в изучение эмоций: семинар начался с обсуждения подходов к пониманию значимости проявления эмоций в профессиональной среде. Особое внимание было уделено пониманию роли эмоций в процессе обучения и взаимодействия с кадетами.
- познакомились с алгоритмом управления эмоциональным состоянием: был представлен пошаговый алгоритм, включающий в себя осознание эмоции, ее принятие, анализ причин возникновения и выбор эффективной стратегии управления. Участники учились правильно идентифицировать свои чувства, понимать их триггеры и применять соответствующие техники для их регулирования.
- исследовали квадрант управления эмоциями: представленный квадрант стал наглядным инструментом для анализа и классификации различных эмоциональных состояний и выбора оптимальных стратегий реагирования. Педагоги учились определять свое положение в квадранте в различных ситуациях и выбирать наиболее эффективные методы для возвращения в состояние равновесия и конструктивного взаимодействия.
- освоили физические техники снятия напряжения: участникам были предложены практические упражнения, направленные на расслабление тела, снятие мышечного напряжения и нормализацию дыхания. Среди них были представлены техники прогрессивной мышечной релаксации, дыхательные упражнения и элементы телесно-ориентированной терапии.
- познакомились с ментальными техниками: в арсенал практик были включены техники когнитивной терапии, направленные на изменение негативных установок и мыслей, а также техники визуализации и самовнушения, способствующие позитивному настрою и укреплению уверенности в себе.
Отзывы участников показали высокую эффективность проведенного семинара. Педагоги отметили практическую ценность полученных знаний и инструментов, а также почувствовали себя более уверенными в своих способностях управлять своими эмоциями и справляться со стрессовыми ситуациями.






