Сайт информационного сопровождения учебно-воспитательного процесса
Ставропольского президентского кадетского училища
Министерства обороны Российской Федерации

В рамках очередного этапа конкурса профессионального мастерства «Педагог года СПКУ – 2022» с публичной лекцией перед своими коллегами и членами жюри в номинации «Преподаватель года» выступила преподаватель математики Юлия Владимировна Уварова. Тема её лекции, где речь шла о популяризации науки: «И снова о плюсах и минусах». 

С научной точки зрения «Популярная наука» является плодом сращения вполне объективных и значимых фактологических оснований академического научного знания и специфической интерпретацией этого знания, которая тем или иным образом нацелена на решение социальных задач массовой культуры – развлечение читающей публики.  Популяризация науки появилась во второй половине 19 века, после появления СМИ и – тут же – массового читателя и зрителя. Тогда же началась эпоха научных шоу, фильмов о космосе, и научно-популярных журналов тиражом до 500 тысяч экземпляров. 

Популяризация науки очень важна и нужна. В 2011 году ВЦИОМ опубликовал результаты опроса 1600 россиян, послужившие причиной скандала в российской интеллектуальной общественности. Опрос, приуроченный ко Дню науки, был направлен на выявление массовых знаний или же, как получилось, научных заблуждений россиян. Оказалось, что около трети россиян полагают, что Солнце вращается вокруг Земли. Иными словами, не менее трети наших соотечественников не то что не сформировали научной картины мира, но даже не вынесли минимального набора сведений из общеобразовательной школы. 

Создание эффективной модели научной популяризации – задача чрезвычайно сложная. Необходим поиск эффективных форм взаимодействия науки и общества, создание теоретической модели научной коммуникации, определение соотношения научного и популярного в различных формах просветительской деятельности.

Во время лекции преподаватель рассмотрела и опасность популяризации науки. Это «примитивизация науки для толпы». Популярное часто бывает поверхностным. Массовое неизбежно упрощает. И учёные не зря опасаются такого простого переложения научных знаний, потому что, оно даёт свободу для обобщений, манипуляций и сокращений. И тогда популяризация превращается в «сломанный телефон». Хуже того, доступность Интернета в качестве создания собственных площадок, а также мода на популяризацию, возможность монетизации привели к появлению научно-популярного контента, заточенного на ажиотаж. Люди, которые никакими экспертными полномочиями не обладают, у которых знания оставляют желать лучшего, начинают называть себя популяризаторами науки, просветителями. Плохая популяризация опасна и вредна. 

По мнению автора лекции, спасает здесь то, что в этой системе работает внутренняя регуляция. Важно сохранять критическое мышление даже в самых незначительных случаях. И уж если начинать грызть гранит науки, то вгрызаться в самую его суть. 

Миссия учителя всегда была непростой. Сегодня она многократно усложнилась. Нужно быть всегда на шаг впереди своего ученика, чтобы открывать для ребят научные достижения, новинки технического прогресса, ориентироваться в мощнейших информационных потоках. Дети – одна из главных целевых групп популяризатора науки. Школьные учителя могут стать связующим звеном между качественной популярной наукой и школьниками. «Если мы хотим расширять аудиторию популярной науки, то её следует создавать самим», – такими словами завершила свою лекцию Юлия Владимировна Уварова.