Педагоги СПКУ на мастер-классе моделировали будущее Печать
12.05.2022 16:10

Мастер-класс «Форсайт-технология как инновационный инструмент моделирования будущего» провела для педагогов СПКУ преподаватель ОД (история, география, обществознание) Людмила Ивановна Ишкова. Форсайт – это социальная технология, которая активно используется в бизнесе, в экономике и в сфере образования. Она позволяет участникам совместно создать прогноз развития, например, какой-либо отрасли, и на его основе договориться о действиях по достижению желаемого будущего.

Форсайт (от англ. foresight – взгляд в будущее, предвидение, прогнозирование) технология помогает ответить на вопросы: чего хотят реальные участники проекта, чего хотят достигнуть в будущем, над чем будут работать, к чему прилагать усилия проектируя это будущее.

Основные принципы форсайт-технологии:

Будущее творимо, оно зависит от прилагаемых обществом усилий и затрат;

Будущее вариативно, возможно много вариантов будущего в различных сферах;

Будущее нельзя спрогнозировать или предсказать, можно быть к нему готовым, можно строить прогнозы, но наши действия не предопределены (возможные риски).

Пример одного из успешных форсайт-проектов. Впервые в России Московская школа управления «СКОЛКОВО» и Агентство стратегических инициатив провели масштабное исследование «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, чтобы выявить востребованные профессии в 19 отраслях экономики. Эти исследования были собраны в «Атлас новых профессий». Атлас – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 5 – 20 лет.

Образование традиционно считается крайне консервативной сферой, но в связи с приходом новых информационных и коммуникационных технологий оно уже начинает претерпевать сильные изменения.

Зачем нужен форсайт в образовании? Чтобы понять, что мешает развитию образования в целом или в какой-то конкретной образовательной организации. Чтобы прогнозировать развитие образования, чтобы понять какие образовательные услуги востребованы сейчас, а какие – в будущем.

Во время мастер-класса педагоги разобрались в терминологии, изучили тренды и тенденции форсайта, узнали о технологиях и форматах «прогнозирования будущего» и совместно, работая в фокус-группах, составили дорожные карты или «карты будущего» образования – визуальный образ совместного будущего, своеобразный навигатор, который поможет оперативно прокладывать маршрут к поставленным целям.

 «Обучая других – учись сам!», - такой вывод сделали в завершении мастер-класса все его участники. Образование перестает быть этапом в начале самостоятельной жизни, а становится непрерывным процессом, сопровождающим человека на протяжении всей жизни.