Новости
10 лет СтПКУ
Об училище
Сведения об образовательной организации
СМИ о нас
Учебный процесс
Инновационная и научно - методическая деятельность
Воспитательный процесс
Спортивно-массовая работа
Лига журналистов СПКУ
Дополнительное образование
Психолого-педагогическое сопровождение
Наши достижения
Информация для выпускников
Профориентация
Информация для родителей
Информация для поступающих
Противодействие коррупции
Противодействие терроризму и экстремизму
Информационная безопасность
Информационные ресурсы
Вакансии
Просмотры материалов : 17677915

 

 

Здесь
можно ознакомиться 

с инструкцией о порядке пользования системой "Электронный дневник"

Скачать программу
"ЛМС Школа"

 

Константин Георгиевич Паустовский Печать

 

(31мая 1892 г.— 14 июля 1968 г.)

Русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент.

Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира. Во второй половине XX века его повести и рассказы вошли в российских школах в программу по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы. Трижды был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

 

Биография

В 1914 году Паустовский перевелся из Киевского университета в Московский и переехал жить к матери. Два его брата были призваны на воинскую службу, а он сам как младший брат и студент освобожден от воинской службы.

Первые впечатления о начале войны: «Россия сдвинулась с места. Война, как подземный толчок, сорвала ее с основания. По тысячам сел тревожно били колокола, возвещая мобилизацию. Тысячи крестьянских лошаденок везли к железным дорогам призывников из самых глухих углов страны. Враг вторгся в страну с запада, но мощный людской вал покатился навстречу ему с востока» («Повесь о жизни»; рассказ «Небывалая осень»).

Осенью 1914 года началось формирование тыловых санитарных поездов, и будущий писатель добровольно начинает работать санитаром  на одном из таких поездов, развозя раненых из Москвы по глубоким тыловым городам. В рассказе «Санитар» Паустовский вспоминает со свойственной только ему удивительной искренностью: «Я боялся первого рейса. Я не знал, справлюсь ли с тем, что бы обслужить сорок человек лежачих раненых. Сестер на поезде было мало. Поэтому мы, простые санитары, должны были не только обмыть, напоить и накормить всех раненых, но и проследить за их температурой, за состоянием их перевязок и вовремя дать всем лекарства». Он  стойко и честно выполнял тяжелую и грязную работу. Еще более страшной она стала, когда его перевели в хирургический блок, где Паустовский выносил ампутированные руки и ноги: «Каждые четверть часа у себя в операционном вагоне я смывал с полов …кровь, убирал заскорузлые повязки, потом меня звали к операционному столу, и я, плохо соображая, что делаю, держал ногу раненого, стараясь не смотреть, как Покровский пилит белую сахарную кость стальной цепкой пилкой. Внезапно нога делалась очень тяжелой, и сквозь какую-то муть в сознании, я соображал, что операция окончена, и относил отрезанную ногу в цинковый ящик…»(рассказ «За мутным Саном»).

Первую мировую войну Паустовский воспринимает как правое дело, он пишет с огромным уважением о героизме русских солдат и офицеров, он показывает их героями, не прибегая к сильным средствам. В 1915 году по просьбе Паустовского, его переводят с тылового поезда на полевой, а затем и в полевой санитарный отряд, с которым прошел длинный путь от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии.

Будущий советский писатель и любимец Сталина, а пока простой юнец и винтик в мировой трагедии, честно исполняет свой долг, любит русский народ, преклоняется перед мужеством, силой и добротой этого народа. И уже  в такие молодые годы произносит: «В те годы, во время службы моей на санитарном поезде, я впервые ощутил себя русским до последней прожилки. Я как бы растворился в народном разливе, среди солдат, рабочих, крестьян, мастеровых. От этого было очень уверенно на душе. Даже война не бросала никакой тени на эту уверенность. «Велик Бог земли русской, —  любил говорить Николаша Руднев (тоже студент и санитар). —  Велик гений русского народа. Никто не сможет согнуть нас в бараний рог. Будущее —  за нами!» (рассказ «Россия в снегах»).

В своей главной книге «Повесть о жизни» Константин Георгиевич прекрасно описал и живо передал атмосферу Первой мировой войны – удивительных героев и не менее удивительных аферистов (рассказ «Великий аферист»), ранение писателя (рассказ «Гнилая зима), военные действия и жизнь тех, кто хотел прожить, не замечая таковых («Мимо войны») и многое другое…Главное произведение К.Паустовского – вещь документальная, ей можно верить (и надо знать!), потому что сам он творил точно и достоверно. В этом смысле он правдив.

Перечитав «Повесть о жизни», вы вспомните о России то, что незаслуженно забыли.

Первая мировая война заняла в творчестве Паустовского такое же особое место, какое она заняла в его судьбе и в истории России. Произведений, специально посвящённых той войне, у Константина Георгиевича нет. Война послужила сюжетным фоном повести «Романтики» и второй в трилогии «Повесть о жизни» книги «Беспокойная юность».

Личные переживания и впечатления Паустовского оказались сильно связаны с Первой мировой войной. Как единственный остававшийся в семье мужчина-кормилец (при больных матери и сестре), он не подлежал мобилизации после того, как в первые же дни войны отправились служить его старшие братья – младшие офицеры запаса. Оба они – Борис и Вадим – погибли на разных фронтах (как обычно пишут – в один и тот же день, не называя, правда, при этом даты) во время Великого отступления Русской армии в 1915 году.
Сам Константин в это время работал добровольцем в санитарном отряде Земско-городского союза (Земгор). Не раз ему приходилось быть под артиллерийским обстрелом. Трагические картины Великого отступления, сопровождавшиеся паническим бегством в тыл миллионов гражданского населения, - на страницах «Повести о жизни».
Если верить «Повести о жизни», то в ходе этого отступления Константин потерял свою юношескую любовь – санитарку Лёлю из того же отряда Земгора. В более ранней повести «Романтики», видимо, она же выведена под именем Наташи. «Романтиков» Паустовский писал, будучи женат в первый раз на Екатерине (по прозвищу Хатидже) – реальной санитарке Земгора. Под этим вторым крымско-татарским именем она тоже изображена в той повести.
Согласно версии «Романтиков», Наташа умерла в прифронтовой полосе от сыпного тифа в 1915 году. В «Повести о жизни» группа санитаров, в которой находились автор книги и Лёля, была направлена в деревню, где, как оказалось, жители были поголовно заражены чёрной оспой. Уйти оттуда было невозможно, так как военные имели приказ никого не выпускать и стрелять по пытающимся уйти. Герою книги удалось ускользнуть только благодаря приближению линии фронта, вынудившему командование снять оцепление вокруг деревни. Однако за время пребывания в той деревне Лёля умерла.
Такой эпизод наверняка мог бы войти в повесть «Романтики», если бы Паустовский что-то знал тогда о подобных случаях. Очевидно, что история с оцепленной, обречённой на вымирание деревней была рассказана ему кем-то потом. Создавая «Повесть о жизни», Константин Георгиевич решил вплести эту трагическую историю в канву литературной автобиографии.
Как любые автобиографические произведения, повести Паустовского о временах Первой мировой войны представляют интерес, прежде всего, не точностью в передаче событий личной жизни, а картиной реальных исторических событий и переживаний современниковпо их поводу.

Что почитать

1. Далекие годы

2. Беспокойная юность

3. Начало неведомого века

4. Время больших ожиданий

Повесть

Золотая роза

Орест Кипренский

Кара-Бугаз

Рассказы

Правая рука

Приказ по военной школе

Робкое сердце

Рувим Фраерман

Сказочник

Снег

Желтый свет

Рассказы

http://lib.ru/PROZA/PAUSTOWSKIJ/